Лина Завертайло, директор Кондитерского дома «Шоколино»: «Сейчас я называю конкурентов «дружественными компаниями»

07.03.09
Фото 1

Расскажите: как Вы начали заниматься шоколадом?

Случайно. Конечно, всем больше нравятся истории, когда в роду несколько поколений технологов… Но в наше время это пока редкость. Если будет интересно, это дело я передам сыну, а он потом передаст своему, и родится династия. На будущее свою жизнь без шоколада я не планирую.

Когда открылся Кондитерский дом «Шоколино»?

История компании «Шоколино» началась 5 лет назад, когда об эксклюзивных изделиях знали только с иностранных сайтов.

Кому принадлежит эта бизнес-идея? Кто автор?

Идея родилась на фирме, где я работала до «Шоколино». Сейчас эта кондитерская фабрика уже не работает. Там производили обычные конфеты, весовые и в коробках. Тогда, лет 7 назад, не было еще такого понятия как брендированные конфеты. Подобную идею я увидела в интернете, и она мне очень понравилась.

К нам очень часто обращались с вопросом, не могли бы мы сделать обычные конфеты в брендированной упаковке. Но крупные компании этим не занимались – это не те тиражи, к тому же, было неинтересно. А мне как человеку думающему, творческому – совсем наоборот! Нельзя сказать, что все это родилось в один день. Большую роль сыграла моя команда – друзья и соратники.

Для своего проекта Вы нашли инвестора?

Нет, все начиналось само собой. Понемногу, с 120 квадратных метров и желания создать качественный эксклюзивный отечественный продукт. Нам, конечно, повезло в том, что на одной из выставок нас заметили представители кондитерской корпорации «Рошен». И сделали заказ. Поверили в нас, в молодого отечественного производителя, в то, что мы не подведем и не сорвем поставку. Мы рискнули – и выиграли. Конечно, было тяжело: это большие объемы, большая ответственность. Но я не боюсь ответственности.

Сложно входить на рынок?

Когда ты первый или один из первых – несложно. Сложно было объяснить людям, что это действительно нужно. Что это можно есть. Что это рекламный, сувенирный продукт, с которым приятно просто выпить чаю.

Какими темпами увеличивается популярность брендированных конфет?

Судить сложно. Во-первых, у нас разные направления. Во-вторых, как и у всех компаний, производящих «сувенирку», существует сезонность. Это праздники: Новый год, День влюбленных, 8 марта… Летом мы «отдыхаем»: разрабатываем новые идеи, занимаемся ремонтом, оборудованием.

Но число заказчиков с каждым годом увеличивается. И тут речь идет даже не о популярности, а об узнаваемости. Например, вы заказали нашу продукцию «на подарок». На вашем мероприятии присутствовало 10 человек, как минимум трем она понравилась. Вот так по цепочке все и происходит. Плюс в последнее время мы стали давать массированную рекламу, активнее заявлять о себе.

Как рождаются идеи? Кто придумал, например, шоколадный пистолет? Или амурчиков?

Идея с объемными фигурами мне очень нравилась с самого начала.

Часто идеи «подбрасывают» сами заказчики: так было, например, со статуэткой «Оскара». А так ходишь, смотришь, что тебе интересно, что бы ты купил для себя. Выбираешь – и делаешь!

Предлагают идеи и сотрудники. Коллектив небольшой, собираемся за чашечкой вина в праздники. И вот тогда рождается масса идей!

А много индивидуальных заказов на объемные фигуры?

Много. Заказчик может выбрать понравившуюся ему шоколадную фигуру из богатой коллекции, которую мы постоянно пополняем новинками или заказать свою собственную. Но пока это дорого. Надеюсь, в ближайшее время мы найдем возможность сделать этот процесс более дешевым.

Как вы нашли вкус «своего» шоколада?

Мы дегустировали разные виды шоколада (тоже процесс непростой) и несколько из них утвердили. Сейчас этот шоколад делают именно для нас.

Как отличить плохой шоколад от хорошего?

Его видно сразу – по цвету, по запаху и вкусу. Необязательно даже быть технологом, специалистом или гурманом. Но если шоколад показался вам невкусным, это не означает, что он некачественный. На вкус сильно влияет содержание какао-продуктов.

Мы работает на разном сырье, «под заказчика», как с классическим (черным, белым, молочным), так и с элитным горьким. То есть, в зависимости от вкусовых предпочтений и покупательской способности, клиент может выбрать тот или иной шоколад для своих изделий.

У вас недавно появился интернет-магазин…

Если раньше мы ориентировались в основном на корпоративного клиента, то сейчас у нас много предложений и для конечного потребителя. Особенно много новинок появилось в течение последнего года. Открылся магазинчик в ТЦ «Материк» с таким же ассортиментом, как и в интернет-магазине. Перед тем, как покупать большие коробки конфет, за символическую цену их можно продегустировать. Выбрав «свою» статуэтку или другой большой подарок, можно попробовать шоколад в виде кофейного зерна (в черном, молочном белом или элитном горьком шоколаде), и потом уже принимать решение о покупке.

Самый вкусный шоколад, который вы пробовали?

Шоколад вкусный весь! Особенно, когда не успел утром поесть, и завтракаешь и обедаешь своими конфетами. Это очень вкусно!

Какие тенденции на рынке сувенирной шоколадной продукции?

Это то, что есть у нас! На украинском рынке есть несколько фирм, которые производят сувенирную шоколадную продукцию. Но одни только рисуют, другие делают барельефы и скульптуры, третьи – наносят бренды на упаковку. А мы делаем все.

В том числе и элитные «ручные» коробки. Раньше я планировала выделить это как отдельное направление. Но сейчас немножко подождем. Кризис на нас влияет скорее морально. На работе это не сказывается – просто меньше рискуешь.

Самый необычный заказ?

Все заказы когда-то, впервые были необычными. К примеру, довольно долго не дарила родственникам свою продукцию – может, с год. Дарю, а они удивляются: неужели вы можете делать и такое? И рисунки, и формы усложняются незаметно для нас.

У вас, наверное, большой штат…

У нас работает около 50 человек – опять же, все зависит от сезонности, когда меньше, когда больше.

Сложно руководить таким количеством людей?

Когда все начиналось, было сложно. Но сейчас я не одна. Начальник производства управляет производственным коллективом. Начальник отдела продаж – управляет менеджерами, и так все начальники отделов руководят своими подчиненными. У нас нет жесткой конкуренции – компания небольшая и каждый человек на своем месте. Я полностью доверяю своим сотрудникам – у них появляется больше уверенности в себе, больше возможностей.

В некоторых крупных фирмах проводят проверки: собирают на слет руководителей дочерних предприятий. Если независимо от присутствия руководителя фирма полноценно работала, его оставляют на рабочем месте. В ином случае увольняют.

То есть, вы можете уехать в отпуск и быть спокойной за компанию?

Когда я уезжаю, меня спрашивают: «А кого ты вместо себя оставила?» У меня нет, и не было такого понятия.

А что с текучкой кадров?

Ее нет вообще. За пять лет было всего два человека, которых мы «потеряли». Но появилась новая тенденция: поскольку коллектив женский, двоих сейчас отправили в декрет. Обещали вернуться к сентябрю.

Часто ли бываете в ресторанах и по какому принципу их выбираете?

Бываю часто. А выбираю по месту расположения. Я не очень люблю центр – часто даже машину негде поставить. Предпочитаю выезжать за город – рядышком проходит Обуховская трасса со множеством ресторанов. Все они мне очень нравятся. Этим летом мы полюбили ездить в «Партизан»: там ребенку всегда есть чем заняться.

Мне нравятся рестораны «Козырной карты» - всегда знаешь, что от них можно ожидать. Они по всей Украине! Когда едешь в другую область, ты сверяешься с картой и знаешь, что лучше проехать еще 100 метров, но ты остановишься у них – например, в одном из «Козачков» со знакомым меню. Люблю стабильность!

Любимая кухня?

Украинская. Но в последнее время полюбила японскую. Нравятся роллы с лососем. И самый обычный мисо-суп. Особенно если в него добавляют красную икру…

Среди ваших заказчиков много ресторанов. Что именно пользуется спросом?

С «Козырной картой» у нас не сложилось – мы несколько раз делали им предложение по сотрудничеству, но у них есть дружественная компания, которая делает шоколадные конфеты. Но отдельно нашу продукцию – шоколадки, конфеты с логотипом ресторана – заказывают многие заведения этой сети. Со многими ресторанами сотрудничаем на постоянной основе – заказывают конфеты со своим логотипом или таблички с названиями пирожных. Когда покупаешь чай или кофе, очень приятно получить «в подарок» сувенир от заведения – шоколадку, которую можно забрать с собой. На этих шоколадках, кроме названия заведения, пишут номер телефона и адрес.

Мы работаем во многих направлениях: украшения для тортов, для мороженого. Для гостиниц производим комплиментарные конфетки, которые кладут на прикроватную тумбочку или на подушечку – это одно из правил хорошего тона.

Имея определенные возможности, какую еще из своих идей вы бы реализовали?

У нас очень мобильное производство, поэтому все идеи, которые у нас возникают, мы воплощаем в жизнь. Не обязательно сразу налаживать выпуск тоннами. Если конфеты понравились коллективу – предлагаем заказчику. Заказчику нравится – оформляем документацию, и продукт идет в широкое производство.

Я бы хотела открыть сеть магазинов по всему Киеву – это то, к чему я стремлюсь. И я думаю, что постепенно все получится. Наша продукция уже представлена во многих городах Украины – и во Львове, в Симферополе, в Полтаве, в Одессе, в шоколадных и сувенирных бутиках.

Конкуренция ощущается?

Хотя в практике говорится о том, что существуют конкурирующие фирмы, я их конкурентами не считаю. Направления пересекаются, но у всех нас свои клиенты, свои идеи. Может быть, какие-то идеи мы дарим им, а они – нам. Так происходит развитие. Раньше я болезненно к этому относилась, но сейчас я называю конкурентов «дружественными компаниями».

Какие из шоколадных сувениров сейчас особенно популярны?

Шоколадные карты и доллары – сейчас они очень актуальны. Пользуется успехом и наша «Камасутра в шоколаде» – веселые картинки, которые можно не только попробовать на вкус. Женщинам любят дарить Венер и ангелочков, мужчинам – машины. Отличная идея – шоколадные шахматы: если тебя «убили», ты первый можешь наесться шоколада. Да, есть у нас и «Спокусник». Идя в гости к подруге, можно захватить его в подарок и вдвоем посмеяться. А потом натереть в мороженое!

Новое направление – фрукты в шоколаде, которые имеют съедобную надпись на каждой конфете. Если это коробка ассорти, человек выбирает ту конфету, которую хочет, и он не ошибется. Это наша «изюминка».

Чему уделяете свободное время?

Люблю заниматься цветами. Если бы не было шоколадного бизнеса, я открыла бы фирму по выращиванию и продаже растений, фитодизайну… В последнее время неравнодушна к гортензиям.

Зимой выезжаем покататься на горных лыжах, а летом с удовольствием купаемся в море.

Любите экстрим?

Не могу сказать, что люблю рисковать. В том числе и в построении предприятия. Мы движемся вперед медленно, но уверенно. Я не буду обещать сотрудникам того, чего не смогу выполнить. Я не заключаю договор, если есть малейшая опасность не выполнить обязательств. Своим словом я дорожу.

Но, создавая компанию, вы рисковали…

Да. Было очень тяжело, но я нашла силы идти дальше. Почему? Мне было бы стыдно сдаться. Как бы я потом смотрела в глаза родным и знакомым?

Наверное, такое отношение закладывается в детстве – мой дедушка Герой Соцтруда, герой своего времени. Его уже нет в живых, но до сих пор публикации о нем, о его труде встречаю в газетах. Его фамилия тоже Завертайло. Он мог сделать то, что не удавалось никому другому. Этим же принципом руководствуюсь и я. Еще в детстве я хорошо знала, что нигде нельзя «спасовать», потому что твою семью все знают. Самый любимым мой праздник еще с тех пор – 9 мая!

Кто готовит семейный праздничный ужин?

Конечно, мама! Семья – это ведь не два человека, а «велика родина». Кто старший – тот и готовит. Все мы любим мамину фаршированную рыбу. Коронное блюдо сестры – утка с гречкой. Я готовлю тушеные куриные крылышки – простейшее блюдо, но его полюбили и семья и друзья. Мясо мягкое, просто тает во рту.

Поделитесь с нами рецептом…

Куриные крылышки, лучок, морковка, перчик, лавровый лист. Добавляю майонез, подливаю немножко воды и отправляю в духовку – в стеклянной посуде. Очень вкусно!

Поставщик недели

Технофуд

Технофуд

Тепловое, кухонное, холодильное, торговое оборудование для ресторанов, кафе, баров

Выпускной 2020

Выпускные вечера-2020

Рассылка

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать все новости Restoran.UA в разделе «Киев». Рассылка выходит ежедневно Также вы можете следить за нашими новостями при помощи RSS ленты или Twitter

Заказ банкетов

Реклама

 

Реклама

 

Ресторан недели

Загородный ресторанно-гостиничный комплекс «Старый Пруд»

Загородный ресторанно-гостиничный комплекс «Старый Пруд»

Выбран как тихая лесная гавань для отдыха вдали от городских тревог и за возможность насладиться любимыми блюдами вне стен ресторана

Банкетный зал недели

Зал «Банкетный Дворец» ресторана «Фортеця»

Зал «Банкетный Дворец» ресторана «Фортеця»

Вместимость – 150 человек; дворик и площадка для выездных церемоний 

Рекомендуем отдохнуть

Загородный мини-отель комплекса Roman'S

Загородный мини-отель комплекса Roman'S

Стоимость номера – от 800₴

Рекомендуем

Реклама

Zolotarenko